Неточные совпадения
— А потом мы догадались, что болтать, все только болтать
о наших язвах не стоит труда, что это ведет только к пошлости и доктринерству; [Доктринерство — узкая, упрямая защита какого-либо учения (доктрины), даже если
наука и
жизнь противоречат ему.] мы увидали, что и умники наши, так называемые передовые люди и обличители, никуда не годятся, что мы занимаемся вздором, толкуем
о каком-то искусстве, бессознательном творчестве,
о парламентаризме, об адвокатуре и черт знает
о чем, когда дело идет
о насущном хлебе, когда грубейшее суеверие нас душит, когда все наши акционерные общества лопаются единственно оттого, что оказывается недостаток в честных людях, когда самая свобода,
о которой хлопочет правительство, едва ли пойдет нам впрок, потому что мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке.
— В докладе моем «
О соблазнах мнимого знания» я указал, что фантастические, невообразимые числа математиков — ирреальны, не способны дать физически ясного представления
о вселенной,
о нашей, земной, природе, и
о жизни плоти человечий, что математика есть метафизика двадцатого столетия и эта
наука влечется к схоластике средневековья, когда диавол чувствовался физически и считали количество чертей на конце иглы.
«Да, найти в
жизни смысл не легко… Пути к смыслу страшно засорены словами, сугробами слов. Искусство,
наука, политика — Тримутри, Санкта Тринита — Святая Троица. Человек живет всегда для чего-то и не умеет жить для себя, никто не учил его этой мудрости». Он вспомнил, что на тему
о человеке для себя интересно говорил Кумов: «Его я еще не встретил».
Дорогие там лежат покойники, каждый камень над ними гласит
о такой горячей минувшей
жизни,
о такой страстной вере в свой подвиг, в свою истину, в свою борьбу и в свою
науку, что я, знаю заранее, паду на землю и буду целовать эти камни и плакать над ними, — в то же время убежденный всем сердцем моим, что все это давно уже кладбище, и никак не более.
Что же коснулось этих людей, чье дыхание пересоздало их? Ни мысли, ни заботы
о своем общественном положении,
о своей личной выгоде, об обеспечении; вся
жизнь, все усилия устремлены к общему без всяких личных выгод; одни забывают свое богатство, другие — свою бедность и идут, не останавливаясь, к разрешению теоретических вопросов. Интерес истины, интерес
науки, интерес искусства, humanitas [гуманизм (лат.).] — поглощает все.
Что такое история религии, что такое
наука, когда речь идет
о спасении или гибели души для вечной
жизни».
Но почти до конца своей
жизни он сохранил умственные запросы, и первые понятия, выходящие за пределы известного мне тогда мира, понятия
о том, что есть бог и есть какая-то
наука, исследующая природу души и начало мира, мы, дети, получили от этого простодушного полуобразованного человека.
Моя тема
о творчестве, близкая ренессансной эпохе, но не близкая большей части философов того времени, не есть тема
о творчестве культуры,
о творчестве человека в «
науках и искусстве», это тема более глубокая, метафизическая, тема
о продолжении человеком миротворения, об ответе человека Богу, который может обогатить самую божественную
жизнь.
Дорогие там лежат покойники, каждый камень над ними гласит
о такой горячей минувшей
жизни,
о такой страстной вере в свой подвиг, в свою истину, в свою борьбу и свою
науку, что я знаю заранее, паду на землю и буду целовать эти камни и плакать над ними — в то же время убежденный всем сердцем своим в том, что все это уже давно кладбище и никак не более».
Нет чего-то как сущности
жизни, и потому считают приличным говорить лишь
о чем-то, допускают лишь общеобязательную
науку о чем-то в царстве безвольного, безлюбовного скептицизма, в царстве расслабленного безверия.
Мы видели книги, до священных должностей и обрядов исповедания нашего касающиеся, переведенные с латинского на немецкий язык и неблагопристойно для святого закона в руках простого народа обращающиеся; что ж сказать наконец
о предписаниях святых правил и законоположений; хотя они людьми искусными в законоучении, людьми мудрейшими и красноречивейшими писаны разумно и тщательно, но
наука сама по себе толико затруднительна, что красноречивейшего и ученейшего человека едва на оную достаточна целая
жизнь.
Ведь бывали же на Руси примеры, что мальчики, одержимые страстью к
науке, бросали все и шли учиться, не заботясь ни
о мнении родных, ни
о какой поддержке в
жизни…
Высшие нравственные правила, для всех равно обязательные, существуют для него только в нескольких прекрасных речениях и заповедях, никогда не применяемых к
жизни; симпатическая сторона натуры в нем не развита; понятия, выработанные
наукою, об общественной солидарности и
о равновесии прав и обязанностей, — ему недоступны.
— Надо говорить
о том, что есть, а что будет — нам неизвестно, — вот! Когда народ освободится, он сам увидит, как лучше. Довольно много ему в голову вколачивали, чего он не желал совсем, — будет! Пусть сам сообразит. Может, он захочет все отвергнуть, — всю
жизнь и все
науки, может, он увидит, что все противу него направлено, — как, примерно, бог церковный. Вы только передайте ему все книги в руки, а уж он сам ответит, — вот!
Для того, чтобы ясно было, как невозможно при таком взгляде понять христианское учение, необходимо составить себе понятие
о том месте, которое в действительности занимали и занимают религии вообще и, в частности, христианская в
жизни человечества, и
о том значении, которое приписывается им
наукой.
Серебряков. Всю
жизнь работать для
науки, привыкнуть к своему кабинету, к аудитории, к почтенным товарищам — и вдруг, ни с того ни с сего, очутиться в этом склепе, каждый день видеть тут глупых людей, слушать ничтожные разговоры… Я хочу жить, я люблю успех, люблю известность, шум, а тут — как в ссылке. Каждую минуту тосковать
о прошлом, следить за успехами других, бояться смерти… Не могу! Нет сил! А тут еще не хотят простить мне моей старости!
И не будет у нас ни молока, ни хлеба, ни изобилия плодов земных, не говоря уже
о науках и искусствах. Мало того: мы можем очутиться в положении человека, которого с головы до ног облили керосином и зажгли. Допустим, что этот несчастливец и в предсмертных муках будет свои невзгоды ставить на счет потрясенным основам, но разве это облегчит его страдания? разве воззовет его к
жизни?
Мало-помалу он перешел на другие темы, заговорил
о науке,
о своей диссертации, которая понравилась в Петербурге; он говорил с увлечением и уже не помнил ни
о моей сестре, ни
о своем горе, ни обо мне.
Жизнь увлекала его. У той — Америка и кольцо с надписью, думал я, а у этого — докторская степень и ученая карьера, и только я и сестра остались при старом.
Вспомните, что я излагал некогда
о есотерическом и ексотерическом в
науке: я видел мою esotoris [Сокровенную (греч.)] тогда яко зерцалом в гадании: я лишь в отраднейшей мечте воображал счастливцев, которым суждено отраднейшее бремя овладеть на много лет умом цветущих юношей с призванием к степени высокому и весть их к истинному разумению
жизни… и вот об этом речь…
Поэтому он говорил
о необходимости
науки, под которой разумел
науку академическую, и когда говорил
о долге, то опять разумел «свой долг», свою задачу
жизни, связанную с дипломом…
Рудин начал рассказывать. Рассказывал он не совсем удачно. В описаниях его недоставало красок. Он не умел смешить. Впрочем, Рудин от рассказов своих заграничных похождений скоро перешел к общим рассуждениям
о значении просвещения и
науки, об университетах и
жизни университетской вообще. Широкими и смелыми чертами набросал он громадную картину. Все слушали его с глубоким вниманием. Он говорил мастерски, увлекательно, не совсем ясно… но самая эта неясность придавала особенную прелесть его речам.
Господствующие ныне в
науке понятия
о трагическом играют очень важную роль не только в эстетике, но и во многих других
науках (напр., в истории), даже сливаются с обиходными понятиями
о жизни. Поэтому я считаю неизлишним довольно подробно изложить их, чтобы дать основание своей критике. В изложении буду я строго следовать Фишеру, которого эстетика ныне считается наилучшею в Германии.
Это введение понятия
о судьбе в
науку посредством эстетического воззрения на сущность трагического было сделано с чрезвычайным глубокомыслием, свидетельствующим
о великой силе умов, трудившихся над примирением чуждых
науке воззрений на
жизнь с понятиями
науки; но эта глубокомысленная попытка служит решительным доказательством того, что подобные стремления никогда не могут быть успешны:
наука может только объяснить происхождение фантастических мнений полудикого человека, но не примирить их с истиною.
Наука дает человеку понятие
о том, что
жизнь природы,
жизнь растений и животных совершенно отлична от человеческой
жизни.
Но
жизнь не думает объяснять нам своих явлений, не заботится
о выводе аксиом; в произведениях
науки и искусства это сделано; правда, выводы неполны, мысли односторонни в сравнении с тем, что представляет
жизнь; но их извлекли для нас гениальные люди, без их помощи наши выводы были бы еще одностороннее, еще беднее.
Наука не думает скрывать этого; не думают скрывать этого и поэты в беглых замечаниях
о сущности своих произведений; одна эстетика продолжает утверждать, что искусство выше
жизни и действительности.
Но ведь я не пейзажист только, я ведь еще гражданин, я люблю родину, народ, я чувствую, что если я писатель, то я обязан говорить
о народе, об его страданиях, об его будущем, говорить
о науке,
о правах человека и прочее и прочее, и я говорю обо всем, тороплюсь, меня со всех сторон подгоняют, сердятся, я мечусь из стороны в сторону, как лисица, затравленная псами, вижу, что
жизнь и
наука все уходят вперед и вперед, а я все отстаю и отстаю, как мужик, опоздавший на поезд, и в конце концов чувствую, что я умею писать только пейзаж, а во всем остальном я фальшив, и фальшив до мозга костей.
Вообще — со мною обращались довольно строго: когда я прочитал «Азбуку социальных
наук», мне показалось, что роль пастушеских племен в организации культурной
жизни преувеличена автором, а предприимчивые бродяги, охотники — обижены им. Я сообщил мои сомнения одному филологу, — а он, стараясь придать бабьему лицу своему выражение внушительное, целый час говорил мне
о «праве критики».
Чтоб сказать это, когда речь идет не
о пустых случайностях ежедневной
жизни, а
о науке, надобно быть или гением, или безумным.
В душе, чистой от предрассудков,
наука может опереться на свидетельство духа
о своем достоинстве,
о своей возможности развить в себе истину; от этого зависит смелость знать, святая дерзость сорвать завесу с Изиды и вперить горящий взор на обнаженную истину, хотя бы то стоило
жизни, лучших упований.
Во всей германской атмосфере носятся новые вопросы
о жизни и
науке, это — очевидный факт в журналистике, в изящных произведениях, в книгах.
Если в наше время можно еще перечитывать журналы прошедшего века, то, конечно, только для того, чтобы видеть, как отразилась в них общественная и домашняя
жизнь того времени, чтобы проследить в них тогдашние понятия
о важнейших вопросах
жизни,
науки и литературы.
Чацкий рвется к «свободной
жизни», «к занятиям»
наукой и искусством и требует «службы делу, а не лицам» и т.д. На чьей стороне победа? Комедия дает Чацкому только «мильон терзаний » и оставляет, по-видимому, в том же положении Фамусова и его братию, в каком они были, ничего не говоря
о последствиях борьбы.
Они любовались и в то же время жалели, что этот человек с добрыми, умными глазами, который рассказывал им с таким чистосердечием, в самом деле вертелся здесь, в этом громадном имении, как белка в колесе, а не занимался
наукой или чем-нибудь другим, что делало бы его
жизнь более приятной; и они думали
о том, какое, должно быть, скорбное лицо было у молодой дамы, когда он прощался с ней в купе и целовал ей лицо и плечи.
У него было свое мнение
о болезни брата, очень умное, отчасти основанное на
науке, отчасти ставившее болезнь Саши в зависимость с общим неудовлетворительным укладом
жизни.
В первые дни своего знакомства с Борисом Андреичем Петр Васильич почитал за долг и даже радовался случаю расспрашивать соседа
о столичной
жизни,
о науке и образованности — вообще
о возвышенных предметах; ответы Бориса Андреича занимали, часто удивляли его и возбуждали его внимание, но в то же время причиняли ему некоторую усталость, так что вскорости все подобные разговоры прекратились; да и сам Борис Андреич, с своей стороны, не обнаруживал излишнего желания возобновлять их.
Люди не имеют даже самого отдаленного представления ни
о жизни своего тела, ни
о силах и средствах врачебной
науки. В этом — источник большинства недоразумений, в этом — причина как слепой веры во всемогущество медицины, так и слепого неверия в нее. А то и другое одинаково дает знать
о себе очень тяжелыми последствиями.
Медицина есть
наука о лечении людей. Так оно выходило по книгам, так выходило и по тому, что мы видели в университетских клиниках. Но в
жизни оказывалось, что медицина есть
наука о лечении одних лишь богатых и свободных людей. По отношению ко всем остальным она являлась лишь теоретическою
наукою о том, как можно было бы вылечить их, если бы они были богаты и свободны; а то, что за отсутствием последнего приходилось им предлагать на деле, было не чем иным, как самым бесстыдным поруганием медицины.
Но
наука не восполняет всецело
жизни человека: проходит юношеский пыл и мужская зрелость, наступает другая пора
жизни и с нею потребность углубляться в самого себя; тогда воспоминание
о причиненном насилии, муках, страданиях другому существу начинает щемить невольно сердце.
Нет людей с более запутанными понятиями
о религии,
о нравственности,
о жизни, чем люди
науки; и еще более поразительно то, что
наука нашего времени, совершая действительно большие успехи в своей области исследования условий материального мира, в
жизни людей оказывается часто не только ни на что не нужной, но еще и производящею самые вредные последствия.
Вредно распространение между людьми мыслей
о том, что наша
жизнь есть произведение вещественных сил и находится в зависимости от этих сил. Но когда такие ложные мысли называются
науками и выдаются за святую мудрость человечества, то вред, производимый таким учением, ужасен.
И тут-то являются разные
науки: государственная, финансовая, церковная, уголовная, полицейская, является
наука политическая экономия, история и самая модная — социология,
о том, по каким законам живут и должны жить люди, и оказывается, что дурная
жизнь людей не от них, а оттого, что таковы законы, и что дело людей не в том, чтобы перестать жить дурно и изменять свою
жизнь от худшего к лучшему, а только в том, чтобы, живя попрежнему, по своим слабостям думать, что всё худое происходит не от них самих, а от тех законов, какие нашли и высказали ученые.
Что вы знаете или мните
о природе вещей, лежит далеко в стороне от области религии: воспринимать в нашу
жизнь и вдохновляться в этих воздействиях (вселенной) и в том, что они пробуждают в нас, всем единичным не обособленно, а в связи с целым, всем ограниченным не в его противоположности иному, а как символом бесконечного — вот что есть религия; а что хочет выйти за эти пределы и, напр., глубже проникнуть в природу и субстанцию вещей, есть уже не религия, а некоторым образом стремится быть
наукой…
Когда Клагес видит в возникновении сознания, интеллекта, духа декаданс
жизни, болезнь, он, в сущности, выражает на языке
науки и философии древнее сказание
о грехопадении и утере рая, но натурализирует идею рая и думает, что он возможен в мире падшем.
А потом над трибуной появилась огромная седая голова профессора Дмитревского. В последнее время Катя морщилась от некоторых его поступков, ей казалось, — слишком он приспособляется, слишком не прямо ходит. Но тут он ее умилил. Ни одного злобного призыва. Он говорил
о науке и ее великой, творческой роли в
жизни. Чувствовалось, что
наука для него — светлая, благостная богиня, что она все может сделать, и что для нее он пожертвует всем.
Мы принимали присягу после 19 февраля. Смерть Николая никого из нас не огорчила, но и никакого ликования я что-то не припомню. Надежд на новые порядки тоже не являлось и тогда, когда мы вернулись с вакаций. И в наших мечтах
о Дерпте нас манили не более свободная в политическом смысле
жизнь, даже не буршикозные вольности, а возможность учиться не как школьникам, а как настоящим питомцам
науки.
Это один разряд праздных людских рассуждений
о жизни, называемых историческими и политическими
науками.
Ложная
наука идет дальше даже требований грубой толпы, которым она хочет найти объяснение, — она приходит к утверждению того, что с первого проблеска своего отвергает разумное сознание человека, приходит к выводам
о том, что
жизнь человека, как и всякого животного, состоит в борьбе за существование личности, рода и вида.
Разве не очевидно, что такое решение вопроса есть только перефразированное царство Мессии, в котором роль Мессии играет
наука, а что для того, чтобы объяснение такое объясняло что-нибудь, необходимо верить в догматы
науки так же бесконтрольно, как верят Евреи в Мессию, что и делают правоверные
науки, — с тою только разницей, что правоверному Еврею, представляющему себе в Мессии посланника Божия, можно верить в то, что он всё своей властью устроит отлично; для правоверного же
науки по существу дела нельзя верить в то, чтобы посредством внешнего изучения потребностей можно было решить главный и единственный вопрос
о жизни.
Споры
о том, что не касается
жизни, именно
о том, отчего происходит
жизнь: анимизм ли это, витализм ли, или понятие еще особой какой силы, скрыли от людей главный вопрос
жизни, — тот вопрос, без которого понятие
жизни теряет свой смысл, и привели понемногу людей
науки, — тех, которые должны вести других, — в положение человека, который идет и даже очень торопится, но забыл, куда именно.